Вячеслав Шмагин — художник, в творчестве которого нет априорной установки только на одну пластическую систему или выверенную жизнеспособную форму; он экспериментатор, исследователь с приматом гипотезы и стратегией вечного поиска.

Художник вошел в искусство «через дверь» ленинградского нонконформизма, а «чужие здесь не ходят». В этой среде не прислуживали политическим идеям и не создавали, опережая историю, зрелищных образов мифологизированного светлого будущего. Ситуация художественного «подполья» освобождала от необходимости «стать в строй» и «быть как все». Приветствовались интеллектуальные и эмоциональные интенции, уход в маргинальные темы и жанры, формально-языковые поиски, культура живописной свободы и раскрепощенность творческого самовыражения. Эти художественные нормы адаптированы и в искусстве Вячеслава Шмагина, сформировавшего свой менталитет в условиях диссидентской среды.

Найденный автором стиль, в определенной мере синкретичен. В нем «вычитывается» игровая природа детского творчества и тесно связанная с ним эстетика примитивизма; пластическая метафоричность и неформальная геометрия, построенная на личностном освоении упрощенных форм и их смысловом наполнении; восприятие сакрального через редуцированный образ-знак; сюрреалистические инсинуации и обращение к архетипальным знаковым символам и мифологемам, включая стилизацию на иконографию петроглифов.

Неисчерпаемый ресурс творческого потенциала художника основан на понимании бесконечности мира, невозможности его постичь и измерить. Мир воспринят как гармония, найден в отношениях и размышлениях. Шмагин начинает с реализации своих внутренних ощущений, ему интересен смысл образа, а не его визуальный адепт. Внутренние суггестивно-эмоциональные «токи» художник переводит в пластическую систему координат. У его полотен своя «обратная перспектива»: они разомкнуты, открыты вовне, излучают энергию, завязывают духовные и визуальные смыслы. Естественно, взаимообразно требуется и обостренное зрительское восприятие — чувствительность, отзывчивость, погруженность в глубинные слои картины.

Шмагин — художник, предпочитающий серийное мышление, единичное высказывание его,как правило, не удовлетворяет. В своей последней серии «Раскрытие» (2011 г.), автор находит возможности соотнести язык православная иконы с языком абстракции, удержаться в духовном равновесии, переходя в иное измерение, на другой пластический язык. Меняя топографию матричных единиц, их масштаб, используя ритмические смещения и раскручивание модульной формы по круговой оси, передвижение, наклоны векторных линий, художник всякий раз пересоздает внутреннее пространство картины. Из нескольких пластических элементов картина разрастается, превращается в бесконечную иературу, своим цветовым и фактурным потенциалом транслируя световые состояния. Художник полагает, что цвет должен хранить духовную традицию искусства, раскрывать внутреннюю онтологию произведения. Он умеет создать «воздух» или метафизику света, прибегая к методу дриппинга, используя фактурные наплывы краски, вкладывая друг в друга контрастные по цвету мазки.

Но главное — художник Вячеслав Шмагин открыт миру и самому процессу творчества, ему принадлежит апология постижения не внешнего проявления реальности, а внутреннего глубинного смысла, скрытого за поверхностью явлений.

Заместитель директора по научной работе
Музея Современного Изобразительного Искусства на Дмитровской, искусствовед С. Ольмезова

«…Предстоятельная молитвенная сосредоточенность картин Шмагина сразу же отсылает нас в мир потусторонний, наполненный сакральными категориями и высокими символическими значениями. По мнению художника, все в жизни, — от великого и до самого малого, — проникнуто высшим началом, озарено ликом вечной духовности. Любые природные явления и человеческие события сопровождаются невидимым шествием горних образов, одаривших все вокруг непреходящим смыслом. Тем содержанием, которое объединяет самые, казалось бы, несоединимые фрагменты земного существования. Отсюда это богатство художественных средств и образных интерпретаций в искусстве художника. В своих пластических построениях он задействует и терпкий колорит, и графическую силуэтность, обращается и к праздничному декоративизму народного творчества,и к возвышенному строю средневековых традиций.

Разумеется, содержательная наполненность подобных масштабов уже не могла уместиться в традиционные формы выразительности, ей потребовались выразительные средства совершенно особой вместимости, способные выдержать огромную смысловую нагрузку. Иначе говоря, перед художником объективно встала задача по разработке уникального живописного языка, такой формы пластической записи, в которую мог бы уложиться широкий набор универсальных мировоззренческих категорий».

Никита Махов

 

Вячеслав Шмагин, художник, чья творческая индивидуальность несет на себе печать тонкого интеллекта и высокого профессионализма.

Вячеслав Шмагин родом из провинции, живет в небольшом городке на берегу Волги. Здесь его корни, генетическую связь с которыми он ощущает сильно и глубоко. Здесь впитал он то теплое патриотическое чувство, тот истинно народный юмор, который так часто окрашивает его полотна.

В образах народной культуры, собственной и исторической памяти, в глубинах истинно русской духовности нашел художник свой живописный язык.

Несколько мифологизированные образы полотен Вячеслава Шмагина привлекают поэтической метафоричностью и требуют достаточно высокого уровня ассоциативного восприятия. Они живут в собственном загадочном, волнующе непостижимом мире, балансирующем на грани реальности и иллюзии. В мире, где важнейшие сущности его творчества — пространство, человек, душа — объединяются идеей космического единства человека и природы, их взаимопроникновения, двуединости человеческой души.

Важнейшие вопросы бытия поднимаются в творчестве художника до высоты философского обобщения, приобретая новый смысл и окраску.

Вечное противостояние элементов дуалистических сил и, в первую очередь, добра и зла, пронизывают Вселенную, порождая все человеческие оппозиции. Поиски преодоления этого противостояния, возможности моральной победы над силами зла составляют основу мировоззрения художника и находят свое выражение в идее Божественного присутствия во всех проявлениях жизни как высшей ценности, связанной с добром и истиной. Свое художественное выражение она находит в концептуальной метафоре — в клеймах с «образами» — символическое значение которых восходит к архитектонике иконостаса и его колористического звучания.

Умение представить объект как идею, передать дух в зримом образе, позволяет художнику добиваться органической полноты и взаимодействия живописной формы и ее содержания.

В характерной, подчеркнуто графической проработке пластической формы проявляется прошлое В. Шмагина — графика. Графическая основа полотен не вступает в противоречие с живописным. Взаимопроникая, они создают единое, эстетически утонченное пространство, где цветовые вибрации и богатство эффектов определяют высокое декоративное качество полотен.

Цвет у художника вообще является одним из составляющих аспектов его живописи, неся на себе определенную семантическую нагрузку.

Концентрированная духовность и эмоциональная насыщенность полотен Вячеслава Шмагина, их подчеркнутая эстетика создают мощное энергетическое пространство, втягивая в поле своего притяжения зрителя и, в соответствии с внутренним темпераментом и духовным настроем каждого, делает его сопричастным магическому миру своих художественных образах.

Ирина Сирадзе

… «Рассматривать произведения Шмагина — это как будто смотришь в калейдоскопы: строго традиционное великолепие золота и серебра сочетается с глубиной и серьёзностью иконописи, а узелки их невидимых связей растворены в современной неожиданной форме и смелых цветовых решениях»…

Ларс Эрик Селин

 

… «Вячеслав Шмагин переводит на современный язык национальные традиции, которые уходят корнями в культурное наследие Византии.

Организация пространства во многих его работах 1990-х годов кажется навеянной иконописью, настенной росписью или прикладным искусством византийской традиции. При взгляде на его произведения, вспоминаются, например, средневековые диптихи с эмалью константинопольской работы, где металлическая основа, оклад и само изображение выполнены в одной плоскости. Он достигает удивительно гармонического слияния «древнего» с «современным»…

Из статьи итальянского критика Патриции Ферретти
к каталогу выставки «Icone del Duemila»